Роман Шерн

Пренебрежение азами экономики предприятия – способ суицида бизнеса

Можно винить кризис, бездарность и преступность власть имущих, недобросовестность контрагентов и своих работников, но даже если начнётся экономический бум, и все названные люди станут идеальными, предприятия гибнуть не перестанут. Слишком часто фирмы терпят крах не из-за рыночных причин, а вследствие пренебрежения азами управления деньгами.

Чем и почему пренебрегают почти все

Управление предприятием – сложный процесс, но он требует и решения простых задач. Эти задачи должны решаться не однажды, а снова и снова. Люди же ленивы. Они убеждают себя, что незачем отвлекаться на мелочи, когда есть сложные проблемы. Им невдомёк, что важнейшие проблемы возникают из-за пренебрежения «мелочами».

Я много раз сбивал спесь с руководителей фирм, гордившихся работой с рентабельностью более 150%. Спесь исчезала от осознания, что рентабельность не превышала подчас и долей процента. Достаточно было узнать об упущенных «мелочах», снижающих рентабельность на порядки.

«Мелочи» состоят в определении цен на товары и услуги. Как правило, их назначают не на базе расчётов, а сравнив с ценами конкурентов. Не посчитав свою и не зная себестоимость конкурентов, цены назначают вслепую.

Порой перед назначением цены приблизительно определяют затраты на материалы, использованные при производстве товара (услуги), и оплату труда исполнителей. К полученной сумме с оглядкой на рынок добавляют наценку. Так возникает иллюзия работы с рентабельностью в сотни процентов. При этом не только не учитывают часть прямых затрат, накладные расходы вообще не вспоминают. Поэтому, чтобы ваши цены были адекватными, используйте давно известный инструмент.

Классическая калькуляция затрат

Предвосхищая сомнения, начну с оговорки. Да, вы не получите идеально точный результат расчётов, только близкий к реальности. Это лучше, чем назначение цены «вслепую». Снижение влияния погрешностей и условностей на точность расчёта обеспечивает величина наценки. Калькуляция выглядит так:

Прямые затраты в рублях:
1. Материалы и комплектующие (без НДС)
2. Зарплата исполнителей
3. Дополнительная зарплата (10% от п.2)
4. Начисления на зарплату 34,2% от (п.2+п.3)
5. Прочие прямые затраты
6. Итого прямые затраты п.1+…+п.5

7. Накладные расходы (n% обычно от п.2)
8. Всего затраты п.6+п.7
9. Наценка (не менее 30% от п.8)
10. Сумма п.8+п.9
11. НДС (18% от п.10)
12. Итого цена (п.10+п.11)

Подробно по пунктам:

1. Стоимость материалов и комплектующих изделий вашего товара/услуги берётся без учёта налога на добавленную стоимость (НДС). Она должна включать и издержки на закупку. В неё включают стоимость расходных материалов, даже если она «копеечная». Для этого надо иметь установленные опытным путём нормы их расхода.

2. Зарплата исполнителей за производство единицы товара или выполнение единичной услуги. Исполнителями могут быть рабочие всех специальностей, программисты, консультанты, бухгалтеры, врачи и иные работники любых профессий. Собственно те, кто производят ваши товары и оказывают услуги. Здесь надо учесть и соответствующие доли премий, сверхурочных, командировочных и прочих доплат.

3. Дополнительная зарплата – учёт резерва денег на оплату отпускных работникам. Как правило, о ней забывают, а для товаров и услуг, в себестоимости которых зарплата составляет значительную долю, эта величина существенна.

4. Начисления на заработную плату – суммы, которые предприятия должны платить в пенсионный фонд, фонд обязательного медицинского страхования и т.д.

5. Прочие прямые затраты – величина, которую надо скрупулёзно собрать из расходов предприятия. Чем точнее вы выберете и отнесёте затраты к тому или иному продукту, тем прозрачнее будет рентабельность товаров. Надо учесть и амортизационные отчисления для основных средств, используемых в производстве калькулируемого товара. Это предотвратит самообман, возникающий при размазывании части расходов по всем товарам и услугам.

6. Итого прямые затраты – сумма величин первых пяти пунктов калькуляции.

7. Косвенные затраты (накладные) учитывают все расходы фирмы, кроме инвестиций, не попавшие в разряд прямых затрат. Для ценообразования не надо из состава затрат исключать те, которые по правилам налогообложения финансируются из «прибыли». Вам нужна истинная, а не бухгалтерская себестоимость товаров и услуг. Накладные расходы обычно определяют в процентах от величины зарплаты исполнителей (п.2 калькуляции). Для предприятий имеющих здания и дорогое оборудование они могут составлять тысячи процентов. (Помните, в начале статьи упоминалось о «мелочах» снижающих рентабельность на порядки?) Для разных подразделений (цехов) проценты накладных расходов, как правило, разные. Их тоже следует тщательно рассчитывать. Описание этих расчётов вне рамок этой статьи.

8. Всего затраты – сумма пунктов 6 и 7.

9. Наценка (в СССР это называлось плановые накопления). Она должна быть не менее 30% от суммы пункта 8. Во-первых, потому что с меньшей величиной вообще не стоит заниматься бизнесом. Во-вторых, у вас будет какой-то запас, страхующий рост себестоимости в период действия цены.

10. Сумма пунктов 8 и 9.

11. Налог на добавленную стоимость (для предприятий плательщиков).

12. Цена товара — сумма пунктов 10 и 11.

***

Сравните результаты такого расчёта со своими действующими ценами. Наверняка ряд цен надо срочно поднять или исключить убыточные товары. Чтобы не бояться повысить цены, предъявите покупателям дополнительную ценность покупки именно у вас.

Подробнее об азах экономики предприятий вы можете прочитать в моих книгах «Откровенно об управлении предприятием», «Биороботизация работников» и «Что надо знать о деньгах с детства», а также в сборнике моих статей «Секреты успеха», который пришлю бесплатно по электронной почте по вашей заявке.

© 2016, Ассоциация экспертов системного менеджмента «МихиКо». Все права защищены.

Rating: 4.6/5. From 5 votes.
Please wait...