Отрывок из книги А. Кожемяко «Эра умных продаж — аудит своими силами.»
Запрашиваемые документы
Перед началом аудита команде следует запросить следующие документы:
1. Стратегия развития компании.
2. Отчет о прибылях и убытках.
3. Отчет о движении денежных средств.
4. План капиталовложений (инвестиционный план).
5. Маркетинговый план.
6. План продаж.
7. План управления товарными запасами.
8. Организационная структура.
9. Штатное расписание.
10. Доступ к клиентской базе.
11. Система оплаты труда (мотивационная схема) с указанием KPIs.
Без анализа документов аудит получится однобоким, а его результат – недостоверным. Нельзя полагаться на одно лишь экспертное мнение сотрудников отдела продаж и маркетинга, ведь «человеческий фактор» никто отменял (человеческий фактор – ни что иное, как способность людей «подмешивать» свое эго в анализ ситуации, искажая результаты). В отличие от цифр, у людей всегда есть цели, и эти цели совсем не обязательно совпадают с целями компании. Кроме того, люди могут просто не видеть тех взаимосвязей, которые способна выявить команда аудита путем сопоставления цифр с мнениями сотрудников компании, выявленными в ходе опросов.
Программа аудита
Программа аудита представляет собой список задач, которые необходимо выполнить команде, чтобы получить требуемую программу преобразований в коммерческом блоке.
Несомненно, качество рекомендаций зависит от многих факторов: опыта участников, открытости коллег, которые предоставляют необходимую информацию проектной команде аудита, стадии групповой динамики, в которой работает команда. Очень много зависит от лидера – как распределены обязанности в команде аудита, насколько качественно поставлена работа с заказчиком, насколько эффективно преодолеваются психологические факторы, мешающие работе – командное соглашательство, ошибка атрибуции, капитанизм, усталость от принятия решений… И, конечно, успех команды во многом определяет качество планирования и обратной связи в группе. Обо всем поговорим дальше.
Пока что «зацепим» лишь один важнейший момент, который следует учесть при планировании – трудозатраты на каждую задачу аудита. Прежде, чем осуществлять планирование, нужно «прикинуть» трудозатраты. Обычно «веса» принято оценивать в баллах от 1 до 10. Однако я рекомендую перенять опыт разработчиков системы планирования Scrum и производить оценку трудозатрат с использованием последовательности Фебоначчи. Ряд Фебоначчи – это последовательность чисел, в которых каждое последующее число равно сумме двух предыдущих: 0, 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34… Все дело в том, что человеческий мозг – не вычислительная машина, и ему трудно уловить разницу между, скажем, 5 и 6 или даже между 8 и 10. Получается, что вроде бы веса выбраны разные, а различие трудоемкости неявно, слабоуловимо… И ряд Фебоначчи прекрасно решает эту задачу! Как правило, для нашей оценки хватает чисел от 1 до 21, то есть 7 членов ряда – вполне достаточно.
Ниже привожу программу аудита с указанием фактора трудоемкости. В дальнейшем мы разберем всю технологическую последовательность аудита подробнее, подробно рассмотрим каждый пункт. Рассмотрение под микроскопом не обещаю, для этого одной книги явно не достаточно. Да и цель у нас иная – книга написана для практиков бизнеса, в задачу которых не входит разработка методологии. Им нужен результат. Поэтому, рассмотрим каждый пункт лишь с той степенью детализации, которая необходима сотрудникам компаний для проведения аудита. В этом я, как автор, вижу свою задачу.
№ | Задача аудита | Трудоемкость |
---|---|---|
1 | Назначить и обучить руководителя проекта аудита. Поставить задачу руководителю проекта аудита. | 2 |
2 | Руководитель проекта собирает проектную команду аудита и обозначает порядок работы команды. | 3 |
3 | Руководитель проекта назначает координатора проекта (Scrum-мастера). | 2 |
4 | Руководитель проекта представляет заказчику команду аудита и объясняет роли участников. | 1 |
5 | Договориться о еженедельном контакте Заказчика и руководителя проекта аудита. | 1 |
6 | Запросить требуемые документы. | 2 |
7 | Объяснить команде основные принципы Scrum. Договориться о порядке проведения ежедневных брифингов и еженедельных совещаний. | 3 |
8 | Подготовить карту целей. | 5 |
9 | Провести аудит запрошенных документов. | 13 |
10 | Провести АВС-анализ клиентской базы. | 13 |
11 | Провести аудит каналов. | 21 |
12 | Провести экспресс-анализ конкурентной среды. | 13 |
13 | Создать гипотезы целевых рынков. | 21 |
14 | Провести анализ структуры. | 21 |
15 | Провести анализ клиентов в работе по технологии формирования спроса. Подготовить табло ведения счета. | 8 |
16 | Разработать портрет сотрудников коммерческой службы. | 13 |
17 | Произвести расчет количества менеджеров. | 8 |
18 | Провести анализ документооборота в компании, связанного с деятельностью коммерческой службы. | 13 |
19 | Провести аудит CRM-системы. | 21 |
20 | Провести аудит компетенций сотрудников отдела продаж | 21 |
21 | Провести аудит программы обучения продукту. | 8 |
22 | Разработать программу адаптации сотрудников отдела продаж и маркетинга. | 21 |
23 | Провести аудит HR-активности. | 13 |
24 | Провести аудит маркетинговой активности. | 13 |
25 | Провести аудит смежных подразделений. | 8 |
26 | Разработать программу преобразований. | 13 |
27 | Подготовить рабочий файл для заказчика с указанием порядка ознакомления с разделами аудита. | 3 |
28 | Поставить задачу Заказчику внимательно ознакомиться с результатами аудита и написать вопросы. Договориться о необходимом времени на ознакомление. | 2 |
29 | Ответить на все вопросы заказчика в комментариях гугл-документов. | 8 |
30 | Собрать и подготовить проектную команду внедрения. | 8 |
© 2016, Ассоциация экспертов системного менеджмента «МихиКо». Все права защищены.
Leave A Comment
You must be logged in to post a comment.