— Мы хотим дать Вам наш фидбэк – изрекла HR и внимательно посмотрела на визави. “Деточка” в явном недоумении округлила глаза и попятилась назад, будто ожидая неладное.
– Но я не сделала ничего плохого, — сказала она – я просто отвечала на ваши вопросы.
Сидящие за столом переглянулись и за секундным молчанием последовал взрыв хохота.
— Простите, для нас это выражение стало обиходным. Мы хотели сказать, что после проведенного собеседования мы хотим дать Вам наш отзыв, нашу обратную связь касательно встречи.
“Деточка” улыбнулась приободрившись и придвинулась ближе к столу.
Вечером того же дня мы с HR сидели в кафе и за бокалом вина переваривали прошедший день.
— Знаешь, — призналась она – столько разговоров каждый день о том, что нужно выражаться на родном языке и перестать уже пользоваться иностранными словами, да все заставить себя не могу. Когда читаю в социальных сетях мнения людей, которые за использование нормального, повседневного языка, и против выпендрежей, абсолютно с ними согласна. У каждого иностранного слова есть прекрасный, адекватный перевод. Так я все помню, но как только приду на работу, будто робот в меня включается и начинает направо-налево сорить иностранными терминами. Со стороны это выглядит конечно, не отрадно… Вот, девочку сегодня напугала. А она ведь, понятно, совсем не обязана знать что такое фидбэк. Или обязана? Как думаешь?
— А ты сама знаешь, что такое фидбэк? – спросила я.
— Отзыв, отклик, ответная реакция на какое-либо действие или событие – удивленно вскинула брови HR – зачем ты спрашиваешь?
— Это правильно, но я читала, что чаще всего, пожалуй, слово фидбэк используется в профессиональной речи музыкантов. Они под ним подразумевают резонансное усиление звука подносимого к динамику микрофона или инструмента. Ну, к примеру, электрогитары. Даже малейший звук, проходя через усилитель и выходя из динамика, заставляет струну или мембрану колебаться сильнее, а это приводит к быстро нарастающему дикому визгу.
Она молчала и смотрела на меня в упор, задумавшись. Потом вздохнула и сказала:
— Надеюсь музыканты к нам на собеседование не придут.
HR была права. Мы действительно очень привыкли к иностранным выражениям и они для нас стали обиходными. Мы пользуемся терминами иногда автоматически, в принципе уже не задумываясь об их истинном назначении, подлинном смысле и также о том, какое влияние они оказывают на нас и наши действия. Ведь на самом деле фидбэк это не просто обратная связь кого-то на наш поступок, наше поведение. Самое важное в фидбэке то, что посредством этого инструмента человек должен понять, какие у него сильные и слабые стороны, что он должен развить или поменять в себе, в своем действии. Практически фидбэк дает возможность посмотреть на себя со стороны и улучшить себя. А как часто мы используем его действительно для того, чтобы помочь другому человеку в личностном или профессиональном росте?
В нашем обществе обратная связь бывает двух видов — здоровым и нездоровым. Первый – это благо, а второе – зло. Если первое направлено на отшлифовку, выправление, развитие личности, то второе является ключем к разрушению и разложению человека, источником раздора.
Вспоминая историю, мы знаем, что в малых дозах врачи иногда давали определенный яд пациетам. Он действовал как лекарство, повышал иммунитет и спасал людей от смерти, но вот само противоядие, данное в неправильном количестве, нередко действовало как яд и убивало человека. Все дело в верной дозировке и исправной подаче. Неправильно данный отзыв может подействовать как яд, отрицательно повлиять на желание человека работать, расти, развиваться и даже общаться с вами, ведь обратную связь мы даем не только коллегам, но и друзьям и знакомым, и делаем это ежедневно, порой даже не задумываясь, как мы можем своим неосторожным словом или комментарием ранить человека.
Отклик инструмент очень деликатный и к нему нужен особый подход. Одно дело, когда с вами бестактно и резко обошелся официант в кафе или продавщица в магазине, и вы в сердцах, не сумев в тот момент сдержать эмоций, выговариваете им то, что о них думаете, а другое, когда идет общение с партнером, коллегой, тем более, с подчиненным, для которого вы должны быть примером для подражания.
В любом случае, стоит помнить, что если вы решили высказать человеку свое мнение о нем, стоит в первую очередь держать себя в руках и контролировать свои эмоции. Обратная связь не имеет ничего общего с выяснением отношений. Это конструктивный инструмент общения.
Для того, чтобы процесс обратной связи прошел обстоятельно, отзыв оказался полезным, а результат получился благоприятным и приемлемым для всех сторон, мы с коллегами используем метод ПОЗИТИВа, который оказался очень эффективным и поэтому я с удовольствием делюсь им с вами в надежде, что он вам также пригодится и принесет пользу.
Итак, перед тем, как дать человеку отзыв, обратите внимание на следующие моменты:
П – персональный. Обратная связь должна быть направлена персонально к конкретной личности. Не к его начальнику или коллеге, и желательно не перед всем коллективом, а отдельно. Вполне может быть, что у вас нет времени или вы не любите делать замечания и под соусом занятости или во избежание недоразумения вы можете попросить кого-то передать адресату вашей обратной связи ваши слова или пожелания. Не стоит этого делать, так как тут возникает этакий фактор испорченного телефона. Вас могут неправильно понять, передадут не то, или не так, с другим смыслом или акцентом на что-то другое. В итоге вместо ожидаемого результата вы получите совершенно другой и с большой вероятностью, абсолютно вас не радующий эффект. У вас замечания? Вы и делитесь ими. К конкретному человеку? Вот лично ему и скажите.
О – обоснованный. Вы себе представить не можете, сколько раз во время годовой оценки и во время получения отзывов о сотрудниках я слышала разглагольствования вместо содержательного разговора. Время это ресурс, который уходит. Не тратьте ее зря, обратно она не возвращается. Говорите обоснованно, на фактах. “Я слышала в лифте, про тебя плохо отзывались” — это ни о чем и указывает на непрофессионализм автора отклика! Факты а не сплетни, обоснования, а не пересуды.
З – здравый. Обе стороны должны четко понимать, зачем дается обратная связь и какая им от этого польза. Бывает и так, что люди воспринимают отзыв, как личное оскорбление, неблагодарность, нежелание работодателя или коллеги признать их достоинства, преимущества, особенности. К сожалению, иногда это имеет место быть, но если работодатель, руководитель или HR используют инструмент обратной связи некорректно и оскорбительно, тут вы сами подумайте, стоит ли вам оставаться в такой компании. Ну а если все честно и обоснованно и разумно и во благо, то помните, что никто из нас не совершенен и обратная связь нужна для того, чтобы со стороны посмотреть на себя. Мы все растем и развиваемся, если есть желание и настрой.
И — индивидуальный. Люди отличаются друг от друга. Что приемлемо для одного, недопустимо для другого. Есть люди эмоциональные, темпераментные, вспыльчивые, а есть и очень спокойные, сдержанные, флегматичные и холодные. Перед тем, как провести встречу, учтите характерные особенности человека и продумайте, как построить диалог, чтобы он прошел без конфликта и лишних эмоций. Если вы хотите вывести замкнутого человека на откровенный разговор, поймите, что им движет, чем он интересуется. Конечно, это довольно трудно, да и если у вас пятьсот подчиненных, времени не хватит, но надеюсь вам не нужно давать отзыв всем и сразу. Приоритеты правильно расставить вы сможете. Результат от эффективной работы стоит затраченных на него сил.
Т – тактичный. Терпенье и такт самое важное в общении. Соответственно надо разумно подходить и к процессу передачи обратной связи, отключить личности, антипатию и эмоции. Они больше мешают, чем помогают.
И – изменяющий. После получения обратной связи человек должен захотеть меняться, улучшить показатели, повысить качество работы. Разговор должен сопровождаться действием, данные советы должны применяться, рекомендации должны реализоваться в практике. Если обратная связь дается и получается только для галочки, лучше, чтобы его вообще не было.
В — вывод. Наконец, должны быть сделать выводы и стороны должны договориться проверить результат спустя какое-то определенное время, удобное и приемлемое для обоих сторон.
Конечно в разных сферах ситуация с откликом может обстоять по-разному, в зависимости от особенностей конкретной деятельности, среды, специфики и характера работы, но надеюсь применение метода ПОЗИТИВа будет для вас не просто возможным, но и полезным и принесет положительный результат.
© 2017, Ассоциация экспертов системного менеджмента «МихиКо». Все права защищены.
Leave A Comment
You must be logged in to post a comment.