Владимир Зима

Лидеромания

«Будь лидером!». Это уже кажется девизом современной эпохи. Каждая бизнес школа взращивает лидеров. Почти каждый бизнес-тренер считает своим долгом включить программу «Эффективное лидерство» в свой репертуар. Специалисты по корпоративному обучению составляют программы «Формирование лидеров», а боссы требуют регулярный отчет по количеству лидеров среди их подчиненных.

А нужно ли обществу и бизнесу такое количество лидеров, которое мы пытаемся взрастить? Должен ли каждый студент стремиться быть «харизматичным» и «зажигать сердца»? Нужно ли администратору стремиться «вести за собой» или ему вполне достаточно быть хорошим профессионалом?

Социальный стандарт

Не так давно все обложки модных изданий заполнили костлявые модели. Они были объявлены образцом красоты. Возник новый социальный стандарт. Стандарт красоты, к которому должна стремиться каждая девушка. В результате, мы получили эпидемию анорексии. Получили десятки тысяч молодых девушек, испортивших свое здоровье во имя соответствия навязанным нормам.

Так же и лидерство. В последнее время оно стало не просто концепцией. Оно стало социальным стандартом, к которому призывают стремиться каждого. И вроде бы это неплохо. Действительно, по телевизору, в журналах, на просторах интернета мы постоянно наблюдаем действия людей, которых можем назвать лидерами. Они созидают, разрушают, борются за справедливость или против нее. Они ведут за собой.

Нас призывают ориентироваться именно на них.

Только есть одна важная деталь. Далеко не каждый человек обладает необходимыми базовыми кондициями для того, чтобы быть харизматичным лидером. И далеко не каждая деятельность, даже управленческая, требует этой самой харизматичности. Зато так же, как и в случае с девицами, нам навязывают определенный образ, которому должен соответствовать каждый. Но  если параметры физической красоты можно, хотя бы, измерить, то параметры лидера неизмеримы. Нет шкалы по которой можно четко и однозначно определить лидер ты или нет.

И это тоже приводит к последствиям.

Последствия

В свое время психологи отмечали самоубийства детей и подростков, подражавших супергероям. Эти молодые люди не хотели убивать себя. Они хотели быть похожими на любимых персонажей. Поэтому облачались в костюмы и искренне верили в то, что если те могут летать, то и им это тоже доступно. Однако у них не получалось.

После нескольких случаев на костюмах героев, продающихся в магазинах стали размещать надпись о том, что «этот костюм не дает вам суперсилы, и вы не сможете летать». А вот на лидерских тренингах, к сожалению, не раздают предупреждения о том, что стать великим лидером можно только при уникальном стечении обстоятельств и наличии врожденных личных качеств.

Мне хорошо запомнился комментарий на сайте одного бизнес-тренера: «Вы убедили меня изменить свое мышление на лидерское. А что мне теперь с этим делать? Ведь я обычный начальник отдела в маленькой фирме».

«Пытаюсь найти управленцев, а приходят одни лидеры»

В результате лидеромании мы получаем следующий эффект: люди, обладающие способностью хорошо считать, управлять процессами, моделировать системы или просто отдавать четкие распоряжения, но не обладающие способностью «зажигать сердца», вместо признания получают комплекс неполноценности. А хорошие управленцы теряют эффективность в попытках «найти свой стиль» или «вести за собой».

Сразу оговорюсь, что я совсем не против концепции лидерства. Как области исследований. Но я не могу понять той истерии, которую подняли последнее время вокруг этой темы. Почему каждый начальник участка должен быть лидером? Ведь есть области, в которых вполне достаточно быть профессиональным администратором. Хорошим экспертом. Зачем нагнетать лидероманию во всех областях деятельности?

Недавно я разговаривал с директором по кадрам крупного производства. И услышал от него фразу, которая очень хорошо описывает современную тенденцию. «Пытаюсь найти качественных руководителей, а приходят одни лидеры».

Лидерство продается

Конечно, у любой тенденции есть экономическая основа. Просто сравните названия для учебных программ: «Настоящий лидер!» или «Вдохновляющее лидерство» и «Административное управление подразделением». Однозначно, первое выигрывает. Причем, как в маркетинговом смысле, так и в потребности в качестве. Ведь, на самом деле, никто не знает что такое «лидер». Никто не описал лидерство математически. А это значит, что в программу можно засунуть все, что нравится: управление, ораторство, психологические техники. И за качество никак не спросишь. А это значит, что продавать «лидерство» значительно проще, чем продукт, требующий продуманных технологий. И даже нельзя придраться к производителю продукта. Ведь состав ингредиентов «лидерства» доподлинно никому не известен.

Лидерство покупают

Покупают те, кто хочет быть похожим на великих. Те, кто хочет верить во что-то большее. К сожалению, иногда за счет отрицания своих реальных возможностей и проблем.

Покупают те, кто верит в то, что можно магическим образом обрести власть, известность и богатство.

Вообще, во все века люди покупали что-то мистическое. То, чему не найти прямого объяснения. Тогда можно верить в высшие силы и сталкивать на них ответственность за собственные неудачи. И страсть к покупке чудодейственных средств не ослабевает. Когда-то покупали простую воду с наклейкой «патентованное лекарство» и ходили гадать на хрустальном шаре. Теперь приобретают супер-комплексы для похудения за неделю и ходят на программы «Немыслимый успех».

Времена меняются, а люди нет.

© 2015 — 2016, Ассоциация экспертов системного менеджмента «МихиКо». Все права защищены.

No votes yet.
Please wait...