Всем нужны лидеры! Требования времени или формальность? Часть 1
Как ведут себя системы бизнес образования (провайдеры обучения)?
Итак, мы имеем два ключевых факта, которые позволят нам понять причины лавинообразного роста интереса к лидерству:
1) Системы бизнес образования в подавляющем большинстве случаев отстают в своем развитии отбизнес систем, которые они должны обслуживать (см. рисунок 2).
2) Согласно одному из законов развития систем любая система стремится сохранить свою устойчивость. Системы бизнес образования и эксперты рынка обучения, попав в сегодняшние условия иподчиняясь этому закону, также стремятся сохранить свою устойчивость.
Давайте подумаем, какие шаги делают системы бизнес образования, а вместе с ними и эксперты рынка обучения. Есть три типовых пути развития (см. рисунок 3).
Рисунок 3. Возможные пути развития систем бизнес образования.
Путь 1: Догоняем рынок. По сути, сегодня большинство систем бизнес образования и многие эксперты рынка обучения идут по этому пути. Почему? Он самый простой! Что можно проще придумать – делай коммерческие предложения согласно требованиям заказчика и все! Если заказчик просит что-то необычное, СПИН, ТОС (Теория Ограничения Систем), Кайдзен и так далее, то просто удовлетвори просьбу заказчика. Увы, при этом нередко специалисты и эксперты рынка бизнес образования сами слабо разбираются в том, что предлагают заказчику. И регалии экспертов тут не причем. Система стремится сохранить свою устойчивость! О результатах работы я писал выше. Потраченные на обучение бюджеты и нулевой результат. Рост недоверия к сфере консалтинга и бизнес обучения в целом.
Путь 2. Выводим инновации. Пойти по этому пути могут очень немногие. Этот путь связан с освоением экспертами рынка бизнес образования знаний из областей и получения навыков работы в областях, которые часто находятся далеко за пределами вопросов бизнес образования. Например, эксперту рынка бизнес образования необходимо, осуществляя обучение сотрудников машиностроительного завода, сначала изучить вопросы, связанные со спецификой производства. И нередки случаи, когда эксперты рынка бизнес образования, имея образование психолога, должны погружаться в тонкости металлообработки. Это очень непростой процесс, требующий как времени, так и усилий над собой. Именно поэтому лишь немногие эксперты рынка бизнес образования идут на такие шаги. Нередки случаи, когда эксперты рынка бизнес образования сами признают, что неспособны пойти по этому пути. В жизни это отражается в виде фраз «Это для меня сложно, поэтому я за этот проект не возьмусь». И весьма плачевны результаты, когда эксперт в такой ситуации все-таки берется за проект.
Путь 3. Крах! Как видно из графика (см. рисунок 3) S-образная кривая на 4 этапе меняет свое направление с восходящего на нисходящее. Это означает, что любая система, которая не перейдет на следующий этап своего развития, не перешагнет на следующую S-образную кривую, неизбежно обречена на гибель. Этим можно объяснить уход с рынка многих некогда крупных и могучих компаний. И системы бизнес образования, и эксперты рынка обучения, в данной ситуации, исключением не являются. Те из них, кто не сможет совершить качественный рывок, обречены на уход с рынка. Разумеется, стоит отметить, что есть и исключения. Некоторые узкоспецифичные эксперты рынка обучения могут монопольно занять какую-то нишу на рынке и оставаться в ней до тех пор, пока ниша существует. При этом уровень их экспертности будет крайне высоким. Например, эксперты в области продвижения на рынок микроэлектроники могут являться штучными специалистами, которые глубоко изучив микроэлектронику, будут менять что-то в своей работе лишь тогда, когда сама микроэлектроника станет принципиально меняться или вообще окажется ненужной человечеству.
Если путь 3 мы можем исключить как малоинтересный, то оставшиеся два заслуживают самого пристального внимания. Объективно смотря на ситуацию, можно сказать, что всем системам бизнес образования и экспертам рынка бизнес образования хотелось бы сделать качественный скачок, который я обозначил как путь 2. Однако тут возникает противоречие. А надо ли делать этот скачок?
Рисунок 4. Противоречие в системе бизнес образования или для эксперта рынка обучения и развития персонала.
С одной стороны есть желание совершить скачок (надо перейти на качественно новый уровень), чтобы повысить свою конкурентоспособность (сохраняем устойчивость системы бизнес образования – сплошная стрелка) и не сойти с дистанции. Но это требует слишком больших усилий (невозможно сохранить ресурсы системы бизнес образования – пунктирная стрелка), и на это не все способны. Можно выбрать и другой вариант (не надо переходить на качественно новый уровень). Тогда, разумеется, нет необходимости напрягаться (сохраняем ресурсы системы бизнес образования – сплошная стрелка). Но сохранить устойчивость системы бизнес образования не получится в виду того, что квалификация эксперта будет все больше и больше отставать от требований рынка (см. рисунок 4).
Если посмотреть на тот путь, который выбирается конкретной системой бизнес образования или конкретным экспертов рынка обучения и развития персонала, то можно сказать, что решение противоречия (см. рисунок 4) происходит путем смещения либо в верхнюю, либо в нижнюю части (см. рисунок 5).
Рисунок 5. Принятие решения в противоречии.
Если система бизнес образования или эксперт рынка обучения принимают решение о необходимости что-то менять в предлагаемых рынку продуктах и, тем самым, действительно решать реальные задачи, стоящие перед бизнесом, то выбирается вариант реализации Пути 2. Идет активное освоение нового материала, углубление в специфику бизнеса клиентов, более плотный контакт не только с заказчиком обучения, но и с теми людьми, которых предстоит обучать. При этом происходит смещение от банального анкетирования в пользу интервьюирования будущих участников обучения с глубоким пониманием их задач. Но есть и обратная сторона медали. Требуется время и силы, чтобы проделать эту работу. Становится актуальной задача сохранения ресурсов системы бизнес образования. Точнее, задача по минимизации затрат этих ресурсов.
Стоит отметить, что многие системы бизнес образования и эксперты рынка обучения отказываются от этого пути, предпочитая жить «как раньше, на своих клиентах». Думаю, что не ошибусь, если скажу, что половина систем бизнес образования и экспертов рынка обучения до сих пор идут по Пути 1. Но задача по сохранению устойчивости системы бизнес образования, при этом, для них не исчезает! Надо каким-то образом показать клиентам, что инновации внедряются. Возникает справедливый вопрос… Как это сделать? Один из наиболее часто используемых способов – имитация. Имитация – это когда уже избитую программу усиливают несколькими новыми элементами, добавляют красивые заголовки и выводят на рынок как новинку. Подобная позиция, позиция когда не анализируется будущее и люди не ставят перед собой вопрос «А что будет дальше?» — это типичная ситуация по реализации Пути 1. Как видно из графика, такое положение вещей может некоторое время сохраняться. Но КРАХ при таком выборе, увы, неизбежен (см. рисунок 3).
Резюмируя все написанное, хочу задать вопрос. Что удивительного в том, что доверие клиентов к рынку консалтинга и бизнес обучения падает? На мой взгляд, это совершенно закономерный процесс.
Всем нужны лидеры! Требования времени или формальность? Часть 3
Статья опубликована в журнале «Управление продажами» №2 за 2016 год ИД Гребенников
© 2016, Ассоциация экспертов системного менеджмента «МихиКо». Все права защищены.
Leave A Comment
You must be logged in to post a comment.