Отрывок из книги Е. Михайленко «Архитектура высокоэффективного бизнеса. Как перестать быть заложником обстоятельств и заставить бизнес работать на себя.»
В науке системного анализа доказан, так называемый, закон уменьшения эффекта, часто именуемый в обиходном языке как «пределы роста». Отчасти мы коснулись его когда обсуждали почему увеличение объемов производства совсем не обязательно влечет уменьшение издержек на единицу продукции. Начиная осваивать какой-либо навык, мы сначала быстро совершенствуемся, но через некоторое время этот процесс замедляется.
Например, Вы решили взобраться на высокую гору, чтобы насладиться открывающимся оттуда видом. Первые несколько шагов подъема дадутся Вам очень легко, и Вы, напевая про себя веселую мелодию, двинетесь дальше. Следующие несколько минут подъема станут для Вас более сложными, Вы можете почувствовать напряжение в ногах и легкое затруднение дыхания, веселая мелодия сменится напряженным пыхтением. Последние метры будут для Вас особенно сложными, темп подъема заметно замедлится, Вам понадобятся передышки, а возможно, Вы даже пожалеете о том, что решили взобраться на эту чертову горку.
Вот почему так трудно достичь вершин профессионального мастерства: последние шаги самые трудные. Вначале — чем больше усилий, тем лучше результат. А чем лучше результат, тем больше наш энтузиазм, и мы продолжаем увеличивать усилия. Чем значительнее успех, тем сильнее проявляется сопротивление, а чем сильнее проявляется сопротивление, тем меньше эффективность приложенных усилий.
Другой пример из области медицины: на первых порах новый антибиотик дает заметный эффект, но через какое-то время бактерии и вирусы вырабатывают устойчивость к этому препарату, и приходится разрабатывать другой, еще новее.
Применительно к бизнесу, первая удачная маркетинговая кампания позволяет привлечь много новых клиентов, но последующие дают все меньшую отдачу, потому что рынок уже насыщен, да и удачные шаги Вашей маркетинговой кампании в той или иной мере будут скопированы Вашими же конкурентами. И чем чаще Вы будете обращаться в банк за кредитом, тем менее приветливо Вас будут там встречать (банки – они вообще хорошие ребята пока Вы не задолжали им денег, а крупный кредит — лучшее средство борьбы с крепким сном). Бизнес дает множество примеров проявления этого механизма. Очень успешная компания может попасть в ситуацию, когда количество заказов становится для нее чрезмерным, так что время поставки растет, а качество продукции падает. В результате снижаются уровень удовлетворенности клиентов и количество заказов. Как итог, снижается количество клиентов, падает прибыль, бизнес движется к краху. Почему так получается?
Основная цель любой системы – это сохранение равновесия, потому что нарушение равновесия может означать крах системы. Но как сохранить то самое равновесие при воздействии различных факторов? Система решает этот вопрос при помощи уравновешивающей обратной связи. Эта обратная связь противодействует изменению, стремится уменьшить его эффект. Эта связь стремится стабилизировать систему и сопротивляется изменениям.
В некоторых случаях, когда воздействие фактора происходит в ключевых точках системы и приложены достаточные усилия, проявляется другой вид обратной связи – усиливающая обратная связь. Она проявляется, когда изменение системы усиливается в одном и том же направлении, эта связь толкает систему по выбранному пути все дальше и дальше.
По сути дела, с точки зрения системного анализа, механизмы, останавливающие развитие эпидемий и мешающие Вам самим развиваться одинаковы. В обоих случаях уравновешивающий контур обратной связи тормозит усиливающий. Это не хорошо и не плохо, это так. Природа вообще не знает понятий хорошо и плохо. Это просто факт, он не носит эмоциональной окраски сам по себе. Это уже сами люди оценивают его в том или ином ключе, в зависимости от своего отношения к тому или иному процессу. Мы радуемся тому, что существует этот баланс, когда усиливающий механизм влечет нас вниз по наклонной плоскости, но недовольны, когда он устанавливает предел нашего совершенствования. Словно возникает связка между автомобильным газом и тормозом: чем сильнее давишь на газ, тем больше тормозишь. Дальнейшее наращивание усилий и затрачиваемых ресурсов уже не решит проблемы.
Иногда причины ограничения развития просты и очевидны: дальше расти просто некуда. У высоты любого здания или сооружения есть предел, если его превысить оно просто рухнет. Экономически целесообразный размер компании ограничивается величиной ее денежного оборота. Возможно ли с этим явлением бороться и как с этим существовать?
Прежде всего, необходимо заблаговременно предвидеть грядущие пределы роста. Любой рост и развитие конечны, поэтому нужно готовиться к проблемам роста тогда, когда успех еще дается легко. В бизнесе, в карьере, да практически во всем, необходимо предвидеть встречу с пределом. Таким пределом, например, могут выступать материальные или человеческие ресурсы. Необходимо понять: в первую очередь – какого плана ограничения возникнут? Во вторую – что может быть сделано в период развития для преодоления грядущего предела? Период роста и совершенствования — это идеальное время для подготовки к будущим проблемам и ограничениям. Подготовиться можно двумя путями (они не взаимоисключают друг друга):
1. Позаботиться о том, чтобы пределы наступили как можно позже (обеспечить себя необходимыми ресурсами);
2. Сменить стратегию.
Лучше всего переходить к новой стратегии до того, как такой переход станет неизбежным. В момент, когда необходимость становится насущной, может оказаться, что Вы уже опоздали. Если в системе есть задержка во времени, рост проблем продолжится какое-то время даже после того, как Вы переключите ресурсы на другую стратегию. Если развитие замедляется, неразумно упорствовать — это знак того, что пора сменить стратегию. У всех систем, есть оптимальная точка эффективности, в которой они работают с наибольшей отдачей. Пытаясь обеспечить дальнейший рост, Вы можете прийти к краху, потому что перенапряжете остальные части системы. Нет смысла устанавливать реактивный двигатель на «кукурузник», двигатель, безусловно, выдаст гораздо большую мощность, но вот толку от этого не будет, при достижении определенной скорости старая развалюха просто разлетится на гору обломков, погубив и себя и мощный двигатель.
Такие механизмы очень распространены во многих ситуациях. Их сценарии могут отличаться декорациями, но сущность всегда одна – пределы роста и развития системы. Вы едете по загруженной магистрали, неожиданно одна из полос движения начинает двигаться быстрее, туда сразу же начинают перестраиваться машины с других полос и в итоге происходит самоограничение и, в конечном счете, движение по этой полосе замедляется до скорости движения остальных полос.
Эти системные механизмы находят свое отражения в таких экономических понятиях как закон убывающей полезности (по мере потребления некоего блага или продукта его полезность постоянно увеличивается, но, при наступлении пределов насыщения, резко снижается) и закон убывающей отдачи (непрерывное увеличение использования одного ресурса при постоянной величине других, вначале приводит к росту отдачи, затем — к прекращению роста отдачи и, наконец — к уменьшению отдачи от этого ресурса на его единицу). Приведем простой пример. Вы почувствовали голод, пришли домой и налили себе тарелку борща. Первая тарелка частично удовлетворит ваш голод, после второй вы почувствуете себя еще лучше, третья насытит вас, четвертая вызовет ощущение перенасыщения, после десятой тарелки борщ станет вам ненавистен. Так, очевидное благо превратилось в его противоположность.
Несколько лет назад мы безуспешно пытались отговорить клиента нашей команды от финансирования строительства очередного торгового комплекса в одном из районов Москвы. Дело было в том, что данный район на тот момент был уже перенасыщен торговыми площадями и введение в эксплуатацию новых торговых площадей привело бы к перенасыщению рынка. Клиент ничего не хотел слышать и упрямо заявлял, что торговля нужна всегда и много площадей не бывает и вообще, посмотрите какие деньги заработали все предыдущие инвесторы. Итог абсолютно предсказуем, продать или сдать в аренду удалось только 20% площадей, а сам торговый комплекс в результате крайне сложной и мучительной процедуры все-таки был продан во избежание дальнейших убытков меньше чем за четверть стоимости вложенных в него средств. Намного более разумным на месте инвестора было бы вложение свободных средств в иные, гораздо более перспективные проекты.
© 2016, Ассоциация экспертов системного менеджмента «МихиКо». Все права защищены.
Leave A Comment
You must be logged in to post a comment.