Основатель психоанализа утверждал, что все наши проблемы — родом из детства.
То же самое могу сказать про бизнес. Да вы и сами, наверное, не раз останавливались в какой-нибудь бывшей совковой гостинице, которая сейчас гордо называется словом Hotel. Наверное, действительно хотэли как лучше. Но что бы ни делали, какие бы евроремонты не проводили, как бы не меняли персонал, совок всё равно прёт из каждой щели — криво приделанные краны, отваливающиеся панели, качество еды в буфете, хамоватость и ненавязчивость сервиса — на каждом шагу живо видишь, что и как тут было до Хотел. Казалось бы, прошло 30 лет, сменился весь персонал, а совок в этом заведении как Ленин — живее всех живых.
И с крупными компаниями, со столпами, так сказать, то же самое. Некоторые ничем особенным не прославились, работают себе, живут помаленьку. Другие — то и дело попадают в громкие коррупционные скандалы. Только из одного выбрались, в прессе полоскать перестали — а тут новый на подходе. И отчего они такие невезучие? Вроде всё как у людей, евроремонт сделали (комплайенс завели), риск менеджеры, внутренние аудиторы, советы директоров независимые — а не берёт. Как говорил классик «точно по формуле СНСОСН плюс метилхлотилгидрат на пару — не помогает. И, что особенно противно, названия у них одинаковые». И не помогает даже рекомендация классика: «Тщательней надо, ребята. Общим видом овладели, теперь подробности не надо пропускать».
Рекомендация тщательнее — не помогает. И сейчас объясню, почему.
Когда эта сегодня большая и знаменитая компания была ещё совсем маленькой, а владеющие ей олигархи — молодыми ребятами в варёных джинсах, в те незапямятные 90-е, в какой-то момент времени хозяин дал отмашку на небольшой обман клиентов — с целью повышения показателей роста бизнеса. Как говорил Раскольников, если с каждой старушки по гривенничку, то с миллиона старушек — уже бонус получается. Клиент — он овца безмозглая, никуда не денется на монопольном рынке, помычит и утрётся, а милицию купим, и будет всем счастье. Так они рассуждали. Знаю, потому что сам там работал.
Шли годы, те молодые шустрые становились менеджерами, потом топ-менеджерами, и нанимали и учили молодых практикантов (с горящими глазами). Только вот одна беда — учили они их тому, что умели сами. А кроме того, как обманывать клиентов, они научились также приворовывать у хозяина, сливать его доходы на свои карманные фирмочки, заключать коррупционные сделки для получения бонусов — то есть, вот такая корпоративная культура образовалась.
Те менеджеры давно уже наворовались и ушли на заслуженный отдых, барин давно в Париже (Лондоне) живёт, и хочет быть теперь красавицей, комсомолкой и спортсменкой в одном лице. Да вот только проблемы родом из детства не отпускают. Корпоративная культура в компании живёт и побеждает. «Ну наймите, б-ть, самых крутых консультантов» — кричит барин на менеджеров и топает ножками. Вваливается очередной миллион долларов во всяких советчиков, как жить правильно. А — не берёт… На пару — и всё равно не берёт…
Коррупционные скандалы продолжают вылазить отовсюду, как тараканы в старой совковой гостинице. И иногда думаю, глядя на всё это, что вывести их можно единственным способом — снеся этот хотель на фиг.
Это было наблюдение из личной корпоративной жизни. Оно про этику бизнеса и корпоративную культуру — зачем она нужна с детства.
З.Ы. А то ведь кажется — сейчас мы всё как изменим, и будет у нас не хуже, чем там. А не будет. В компании, условно, 15 тысяч человек работает. Они передают корпоративную культуру коррупции и мошенничества как эстафету — из поколения в поколение, и никто с этим уже ничего сделать не сможет. Любой, пришедший в такую компанию, быстро «сварится» в этом супе и станет не хуже других.
Вспоминаю, как один из моих аудиторов как-то признался:
— Эх, мне бы на должность директора по закупкам, на полгодика.
— Маловато будет — полгодика-то, — говорю. Отвечает на полном серьёзе:
— Нет, хватит. Я всё рассчитал.
© 2016, Ассоциация экспертов системного менеджмента «МихиКо». Все права защищены.
Leave A Comment
You must be logged in to post a comment.