Роман Шерн

Одна из массовых глупостей при найме работников. Часть 2

Посвящается жертвам вердикта: «overqualified» (сверхквалификация)

Одна из массовых глупостей при найме работников. Часть 1

Причина явления

Ещё не так давно у соискателей вакансий не было проблемы «сверхквалификация». Как и все модные веяния в работе кадровиков, она пришла в Россию с Запада. Но то ли «трудности перевода», то ли отсутствие желания разбираться в природе явлений и в причинах их появления, данная проблема приобрела описанный выше вид. Истоки её в недальновидном социалистическом трудовом и образовательном законодательстве западных стран. В нём с одной стороны гражданам предоставляются доступные возможности получить диплом вуза, а с другой, предусмотрены ограничения для защиты рабочих мест, требующих низко квалифицированных исполнителей, от посягательств владельцев дипломов.

Совершив ошибку выбора ещё в школьные годы, и встав на путь получения диплома вуза, многие люди обрекают себя на пожизненное нахождение в выбранной колее, несмотря на осознание ошибки в более зрелом возрасте. Например, имея диплом вуза, секретаршей уже не станешь, даже если долгое время не можешь найти работу, соответствующую квалификации, указанной в документе. Нормативные акты запрещают. Массовые стоны безработных по этой причине, у незнающих подоплёку, создали иллюзию, что сверхквалифицированных нанимать нельзя. После чего осталось здраво домыслить или воспринять домыслы, начать обсуждать и… Эта «зараза» обоснований вредности сверхквалификации молниеносно распространилась и в России.

А ведь западные законодатели хотели «как лучше», и недоучек защитить, и оптимизировать бюджетное субсидирование образования.

Как с этим бороться

Работодателям

Примечательно, что не проходит и недели, чтобы в средствах массовой информации, включая Интернет, не появились новые публикации удивлённо сокрушающихся рекрутёров. И это только на русском языке. Судя по тому, что к ним добавляются и переводные статьи, это имеет место во всём мире. Темой публикаций является манера проведения собеседований с кандидатами на вакансии, присущая владельцам предприятий и управленцам. Критика со стороны рекрутёров сводится к тому, что владельцы и управленцы задают не те вопросы, и беседуют не так, как надо.

Цель этих публикаций внушить читателям, что только профессиональные рекрутёры могут грамотно оценить соискателей. При кажущейся логичности и наполненности этих статей наукообразными словами они все ненамеренно демонстрируют непонимание авторами корневой причины различий в методологии и манере проведения собеседований рекрутёрами и заказчиками подбора работников. Рекрутёрам невдомёк, что они опираются на методики разработанные теоретиками, обычно вообще не имевшими опыта практической работы по подбору персонала. И главное – они не понимают, что мыслят совершенно иными категориями, чем заказчики кандидатов, ищущие людей, которыми предстоит руководить именно им.

Поэтому бороться с субъективизмом рекрутёров можно только отстранив их от поиска и отбора ключевых для вас сотрудников. То есть делать это надо самостоятельно. Вам необходимо преодолеть лень и заблуждение, что это очень трудоёмко. Кстати, трудоёмкость управления работниками, отобранными рекрутёрами, и постоянных повторений процесса из-за выбывания по негодности недолго поработавших, гораздо выше, чем при самостоятельном поиске.

Подробные рекомендации приведены в статье «Работодателям и работникам о найме и трудоустройстве: «Секреты» обеих сторон». http://mihico.ru/statyi/rabotodatelyam-i-rabotnikam-o-najme-i-trudoustrojstve-sekrety-obeix-storon/

Соискателям

В упомянутой статье есть подробные рекомендации и для соискателей. Поэтому здесь ограничимся двумя:
1. Направляйте каждому из работодателей резюме, соответствующее квалификации запрашиваемой именно в его объявлении о вакансии. Не надо предоставлять всем одну и ту же редакцию. Устройтесь на работу, и лишь потом приятно удивляйте нанимателя своими талантами и трудовыми навыками.
2. Несмотря на её парадоксальность, повышайте свою квалификацию постоянно. Клин вышибают клином.

Для наглядности:

Ну, что пристал? «Учись, учись!»
Мне это в детстве говорили.
Долдонили: «Трудись, трудись!»
И горы злата мне сулили.

И я трудился, я зубрил.
Оценок ради я старался.
Диплом в итоге получил,
И всяких сведений набрался.

И даже бравый кадровик
Сказал, что я — уж дюже умный.
Ох! Переучен я! В тот миг
Воспринял слог его разумный.

Знать, надо знания терять,
А то меня с моим умом
Не смогут на работу взять,
Чтоб нужным загрузить трудом.

Прошу: «Узнать, не агитируй!»
Наелся этим развлеченьем.
Я выбрал путь свой: «Деградируй!»
И не расстанусь с этим мненьем.

Да, автор часто это слышит
Обычно в грубых выраженьях,
Но всё ж «Учись!» призывы пишет,
Чтоб меньше было вам мученья.

Незнайка потому и – незнайка, что не хочет этого признать.

***

О природе других массовых глупостей в процессе найма/трудоустройства работников и способах их преодоления вы можете прочитать в моих книгах «Откровенно об управлении предприятием», «Биороботизация работников» и «Что надо знать о деньгах с детства», а также в сборнике моих статей. Сборник я пришлю бесплатно по электронной почте по вашей заявке.

Не доверяйте рекрутёрам подбирать для вас ключевых специалистов. Их поиск – одна из базовых ваших обязанностей. Оставьте рекрутёрам низко квалифицированных работников и клерков, запретив выносить вердикт «сверхквалификация».

Вытесняйте знаниями свои и воспринятые вами чужие домыслы.

© 2016, Ассоциация экспертов системного менеджмента «МихиКо». Все права защищены.

Rating: 5.0/5. From 2 votes.
Please wait...